Рабочая программа Физическая культура 5-9 классы

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №142
620902, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Ленина 15а тел: (343)266-03-33

email: mou_142@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ.
К АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Принято:
Педагогическим советом
МАОУ СОШ №142
Протокол заседания
Педагогического совета
№ 9 от 30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(5-9 класс ФГОС ООО)

для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)

Пояснительная записка
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она
решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебнооздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории
обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает
положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников
в общество.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5 - 9 классов с
легкой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее –
ФГОС ОО УО (ИН));
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Раздел 3
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья);
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г.
№ 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020г.
№ 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный Приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья»;
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с последующими изменениями и дополнениями);
2

9. Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 8, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области от 10.01. 2020г. № 20-Д
«Об утверждении уставов государственных бюджетных учреждений Свердловской
области»;
11.
Локальные акты образовательной организации.
12.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательной школы
VIII вида для 5 - 9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, «Просвещение»,
2013 год.
Программа по физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов является
логическим продолжением соответствующей учебной программы для 1 – 4 классов с
легкой умственной отсталостью.
Цель программы заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их
психофизического
развития,
расширении
индивидуальных
двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи программы:
1. Воспитание интереса к физической культуре и спорту.
2. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся.
3. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития.
4. Развитие и совершенствование волевой сферы.
5. Формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение
проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и
др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности.
6. Воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5 – 9 классов с
легкой умственной отсталостью (ИН) (вариант 1)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной
деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения
центральной нервной системы (ЦНС). Развитие ребенка с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной
основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального
развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий
качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную
сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая
регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не
дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
3

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение
полученной
информации
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических
особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное
запоминание, которое требует многократных повторений.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их
внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями
его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено
произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения,
направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости
внимания.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление
образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного
материала.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными
системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений.
Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий,
связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это
негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Учебный предмет «Физическая культура», на первый план выдвигается
формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие
современного общества предъявляет более высокие требования к подготовке и
развитию подрастающего поколения. Трудовая деятельность уже сейчас требует
развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в
получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронными быстрыми и
точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
1. Беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения
качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
2. Выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
4

3. Выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
4. Самостоятельное выполнение упражнений;
5. Занятия в тренирующем режиме;
6. Развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Место учебного предмета «Физическая культура»
обучающихся 5-9 классов (вариант 1) в учебном плане
Согласно учебному плану, МАОУ СОШ №142, реализующей
адаптированные основные общеобразовательные программы», учебный предмет
«Физическая культура» в 5-9 классах проводится 3 раза в неделю, что составляет 102
урока в год.
№
1
2
3
4
5
6

Раздел
Легкая атлетика
Гимнастика с элементами акробатики
Лыжная подготовка
Подвижные игры
Спортивные игры
Теоретические знания
ИТОГО:

5 класс
18
18
17
25
24

6 класс
18
18
17
23
26

102

102

7 класс 8 класс
16
16
14
14
17
14
23
20
32
38
В процессе урока
102
102

9 класс
16
14
14
18
40
102

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Физическая
культура»
обучающимися 5 – 9 классов (вариант 1)
Результаты освоения учебного предмета «физическая культура» обучающимися
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются
как итоговые на момент завершения основного общего образования.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам. Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая
культура» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Содержание
планируемых личностных результатов учебного предмета «физическая культура» и их
достижения при окончании 9 классов.

№
п/п
1.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая
культура» при окончании 9 класса

Требования ФГОС ОО
Составляющие личностных результатов по окончании
УО к личностным
9 класса
результатам
(критерии)
Осознание себя как
 Знает знаменательные для Отечества исторические
гражданина
России; события;
формирование чувства
 осознает свою этническую и культурную принадлежность;
гордости за свою Родину и свою национальность;
 осознает себя как гражданин России, имеющий
определенные права и обязанности;
 знает и с уважением относится к Государственным
5

2.

Формирование
уважительного
отношения
к иному
мнению,
истории
и
культуре других народов

3.

Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно необходимом
жизнеобеспечении

4.

Овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире
Овладение социально бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни

5.

6.

Владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия

7.

Способность
к
осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей и

символам России;
 сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет
эти чувства в добрых поступках.
 бережно относится к культурно - историческому наследию
родного края и страны;
 умеет гордиться достижениями известных людей страны
(например, спортсменов и др.).
 уважает культуру и традиции народов России и мира;
 умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к
иному мнению;
 признает возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою;
 может излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
 принимает наличие другой культуры у народов мира.
 умеет адекватно оценивать свои возможности и силы
(различает «что я хочу» и «что я могу»);
 может обратиться к взрослому за помощью и
сформулировать просьбу, точно описав возникшую проблему;
 уважительно и бережно относится к людям труда и
результатам их деятельности;
 осознанно относится к выбору профессии.
 строит
доброжелательные
отношения
в учебном
коллективе, в коллективах групп дополнительного образования;
 умеет себя вести в любых проблемных ситуациях;
 умеет дифференцированно воспринимать окружающий
мир, его временно - пространственную организацию.
 осваивает навыки самостоятельности и независимости в
быту, умеет обращаться с электроприборами;
 понимает предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
 умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании;
 стремится участвовать в повседневной жизни класса,
мероприятиях класса и школы;
 включается в общеполезную социальную деятельность.
 умеет инициировать и поддерживать коммуникацию со
взрослыми и сверстниками;
 умеет применять адекватные способы поведения в разных
ситуация;
 владеет культурными формами выражения своих чувств;
 умеет адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность;
 умеет адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
 умеет осуществлять самооценку и самоконтроль в
деятельности.
 умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом близостью и социальным статусом собеседника;
 умеет отстраниться от нежелательного контакта,
 понимает личную ответственность за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения
в современном обществе.
6

8.

9.

10.

11.

12.

13.

социальных ролей
Принятие и освоение
социальной
роли
обучающегося,
формирование
и
развитие
социально
значимых
мотивов
учебной деятельности
Развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных
социальных ситуациях

Формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам
других людей
Формирование
установки
на
безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
мотивации
к
творческому
труду,
работе на результат,
бережному отношению к
материальным
и
духовным ценностям
Формирование
готовности
к
самостоятельной жизни

 активно участвует в процессе обучения;
 умеет гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей;
 адекватно эмоционально откликается на произведения
литературы, музыки, живописи и др.
 умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного
преодоления;
 принимает и учитывает другое мнение в совместной
работе;
 умеет договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации;
 доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно
взаимодействует с людьми;
 сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить
свои чувства.
 различает понятие «красивое» и «некрасивое»:
 опрятно-неопрятно, вредные привычки, здоровый образ
жизни, вежливо невежливо, нормы поведения и прочее.
 понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить
эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих
людей;
 способен совершать поступки, направленные на помощь и
обеспечение благополучия других людей.

 ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни,
соблюдает режим дня;
 участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
 проявляет бережное отношение к результатам своего и
чужого труда;
 освоил правила поведения на дороге, в транспорте и при
общении с незнакомыми людьми; занимается творческим трудом
или спортом.
 участвует в различных видах общественно полезной
деятельности;
 владеет доступными видами деятельности;
 владеет опытом социального взаимодействия.

Предметные результаты освоения учебного предмета «физическая культура» с
5 по 9 класс включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
физической культуры и готовность их применения. Предметные результаты освоения
учебного предмета «физическая культура» определяет два уровня овладения:
минимальный и достаточный уровни.
7

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем,
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Достаточный
уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по
предметам и курсам адресно для отдельных обучающихся с указанием фамилий после
проведения входящей диагностики.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая
культура» при окончании 9 класса.
Минимальный уровень:
 Знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья.
 Самостоятельная демонстрация правильной осанки, видов стилизованной
ходьбы под музыку, комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений
(в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений
тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления
мышечного корсета.
 Понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека.
 Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под
руководством учителя); выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и
обуви в зависимости от погодных условий и времени года; знания об основных
физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость,
координация.
 Демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание).
 Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и учебной деятельности; выполнение акробатических и гимнастических
комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя).
 Участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со
сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
Достаточный уровень:
 Представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в
России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде.
 Выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов:
упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей
стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
выполнение строевых действий в шеренге и колонне; знание видов лыжного спорта,
демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий.
 Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация
отдыха и досуга с использованием средств физической культуры.

8

 Знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина
и масса тела), подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений (под руководством учителя).
 Выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном
техническом уровне.
 Участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного
судейства.
 Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
 Знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической
культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями
народа.
 Доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении
заданий и предложение способов их устранения; объяснение правил, техники
выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью
учителя).
 Пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; правильное
размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и
спортивных игр.
Оценивание личностных и предметных результатов освоения учебного
предмета «Физическая культура»
Оценка личностных результатов учебного предмета «физическая культура»
в 5 – 9 классах (вариант 1)
Оценивание личностных результатов в 5 – 9 классах с легкой умственной
отсталостью (вариант 1) является продолжением динамики развития личностных
результатов 1 – 4 классов детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1).
Личностные результаты освоения учебного предмета «физическая культура» в 5 – 9
классах (вариант 1) оценивается ежегодно в мае.
Оценка личностных результатов, продвижение обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, предполагается при экспертной оценке
на основе заключения ППк и (или) презентации комплексного портфолио (личностное
развитие школьника в период обучения в процессе учебной работы, внеурочной
деятельности, развития в семье), которая осуществляется по определенным
показателям программы оценки личностных результатов.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная
группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за
год по каждому показателю. Результаты оценки личностных достижений заносятся в
индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет представить полную
картину динамики для планирования коррекционной работы с ребенком на будущий
год.
Оценка предметных результатов учебного предмета «физическая культура»
в 5 – 9 классах (вариант 1)
Оценивается каждый предметный результат, где вычисляется средний балл.
Средний балл определяет уровень овладения предметными результатами:
минимальный или достаточный.
9

Балл
0

характеристика
Задание не выполняет

Балл
3

1

Необходима обучающая помощь,
большое количество ошибок
Задание выполняет с незначительной
помощью, большое количество
ошибок
Минимальный уровень, средний
балл от 0 до 2,5 баллов

4

2
М

5
Д

характеристика
Задание выполняет с направляющей
помощью, ошибки исправляет по
указанию педагога
Выполняет задание по инструкции,
ошибки исправляет самостоятельно
Выполняет задание самостоятельно, без
ошибок.
Достаточный уровень, средний балл
от 2,6 до 5 баллов.

Критерии оценивая предметных результатов учебного предмета
«физическая культура» 5 – 9 классы (вариант 1)
В качестве основного критерия при отслеживании динамики развития
предметных результатов учебного предмета «физическая культура» обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью 5 – 9 классы (вариант 1) используется балльная
оценка усвоения программного материала, которая соотносится с отметками «3», «4»,
«5».
Основная группа

Подготовительная

Специальная

«3» (удовлетворительно) - смысл
действия понимает, выполняет его
только по прямому указанию учителя
и после дополнительных инструкций,
нуждается в помощи, использует ее,
но с ошибками, способен выполнить
от 35% до 50% заданий;

«3» (удовлетворительно) - смысл
действия понимает, выполняет его
только по прямому указанию учителя
и после дополнительных инструкций,
нуждается в помощи, использует ее,
но с ошибками, способен выполнить
от 25% до 40% заданий;

Обучающиеся,
оценивается
исходя
из
индивидуальных
особенностей.

«4» (хорошо) – преимущественно
самостоятельно выполняет действия
после первичной инструкции и
дополнительной
фронтальной
инструкции, нередко допускает 1-2
ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя или
самостоятельно, хорошо использует
незначительную помощь, способен
выполнить от 51% до 65% заданий;

«4» (хорошо) – преимущественно
самостоятельно выполняет действия
после первичной инструкции и
дополнительной
фронтальной
инструкции, нередко допускает 1-2
ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя или
самостоятельно, хорошо использует
незначительную помощь, способен
выполнить от 41% до 55% заданий;

«5» (очень хорошо) – самостоятельно
выполняет действия после первичной
инструкции,
иногда
допускает
ошибки, которые самостоятельно
исправляет, в помощи не нуждается,
способен выполнить свыше 65%
заданий

«5» (очень хорошо) – самостоятельно
выполняет действия после первичной
инструкции,
иногда
допускает
ошибки, которые самостоятельно
исправляет, в помощи не нуждается,
способен выполнить свыше 55%
заданий

10

Такая система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые
достижения каждого обучающегося с легкой умственной отсталостью в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности
учебных действий у всех обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые на учебном предмете «Физическая
культура» в 5 - 9 классах (вариант 1)
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной
отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности,
которая обеспечивает одно из направлений подготовки обучающихся с умственной
отсталостью к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами
профильного труда. БУД формируются и реализуются в совместной деятельности
педагога и обучающегося.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель-класс);
 использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать
с людьми;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку ,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия
и действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
11

№п/п

Для оценки сформированности каждого базового действия используется
следующая система оценки:
Система оценки

Характеристика оценки

1.

0 баллов

действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем

2.

1 балл

смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи

3.

2 балла

преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно

4.

3 балла

способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя

5.

4 балла

способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя

6.

5 баллов

самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и
итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их
формирования на протяжении всего времени обучения.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся 5 – 9 классов (вариант 1)
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Гимнастика», «Легкая
атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры», «Спортивные игры». Каждый
из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал
для практической подготовки обучающихся.
Содержание учебного материала 5 класс
Раздел: «Гимнастика»
Теоретические сведения: правила поведение и инструктаж по технике
безопасности на занятиях гимнастикой. Значение утренней гимнастики.
Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения без
предметов: упражнения с предметами: лазание по гимнастической стене; ходьба по
гимнастическому бревну; кувырок вперед.
Раздел: «Легкая атлетика»
Теоретические сведения: Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности.
Техника безопасности при прыжках в длину, метании мяча, передачи эстафетной
палочки. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи
эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.

12

Практический материал: Техника ходьбы. Приемы ходьбы с движениями рук.
Бег с преодолением препятствий. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча на
дальность.
Раздел: «Лыжная подготовка»
Теоретические сведения: правила поведения и инструктаж по технике
безопасности по лыжной подготовке. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на
лыжах как средство закаливания организма. Санитарно-гигиенические требования к
занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал: Стойка лыжника. Строевые упражнений с лыжами.
Виды лыжных ходов: скользящий ход без палок; одновременно – бесшажный ход,
Торможение на лыжах. Поворот на месте. Свободное передвижение по лыжне.
Раздел: «Подвижные игры»
Теоретические сведения: Правила подвижных игр.
Практический материал: Коррекционные игры. Игры с элементами бега,
прыжков, метаний: «У медведя во бору»; «Шишки, желуди орехи», «Пятнашки»,
«Охотники и утки», «День и ночь», «Вызов номеров», «Удочка», «Белые медведи»,
«Салки», «Салки с мячом», «Одиннадцать», «Третий лишний», «Хитрая лиса»,
«Услышь свое имя», «Птицы», «Стоп», «Кошки мышки», «Горелки».
Раздел: «Спортивные игры. Волейбол»
Волейбол. Теоретические сведения: Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и
обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал: Ловля и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча
снизу двумя руками. Нижняя подача мяча снизу. Нижняя прямая подача мяча снизу.
Верхняя передача мяча над собой от стены. Игра пионербол. Верхняя подача и
передача мяча по зонам.
Содержание учебного материала 6 класс
Раздел: «Гимнастика»
Теоретические сведения: правила поведения и инструктаж по технике
безопасности на занятиях гимнастикой. Определение понятий акробатических
элементов.
Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения на
укрепление мышц. Упражнения с предметами: гимнастическими палками, малыми
мячами. Лазание по гимнастической стене и перелазание через препятствия. Длинный
кувырок вперед. Упражнения на равновесие.
Раздел: «Легкая атлетика»
Теоретические сведения: Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности.
Техника безопасности при прыжках в длину, метании мяча, передачи эстафетной
палочки. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи
эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал: Техника бега. Медленный бег с варьированием
скорости. Бег с передачей эстафетной палочки. Бег с высокого и низкого старта. Бег с
изменением направления. Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь.
Раздел: «Лыжная подготовка»
13

Теоретические сведения: Правила поведения и инструктаж по технике
безопасности по лыжной подготовке. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на
лыжах как средство закаливания организма. Прокладка лыжни. Виды лыжного
спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал: Стойка лыжника. Разворот на месте. Виды лыжных
ходов: ступающий ход; одновременно – двушажный ход. Подъем полулесенкой и
лесенкой. Подъем на лыжах. Свободное передвижение по лыжне.
Раздел: «Подвижные игры»
Теоретические сведения: Правила подвижных игр.
Практический материал: Коррекционные игры. Игры с элементами бега,
прыжков, метаний: «Узнай фигуру», «Догони меня», «Горячий мяч», «Узнай по
голосу», «Между двух огней», «Невод», «У медведя во бору», «Два мороза», «Знатоки
спорта», «На ощупь», «Собери урожай», «Цветные палочки», «Вызов номеров».
Раздел: «Спортивные игры. Волейбол. Баскетбол»
Баскетбол. Теоретические сведения: Правила игры в баскетбол, правила
поведения обучающихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий
баскетболом на организм обучающихся.
Практический материал: Стойки и перемещение баскетболиста. Передвижение в
стойке вправо, влево, вперед, назад. Передача мяча от груди с места. Подвижная игра
«10 передач».
Волейбол. Теоретические сведения: Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и
обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал: Стойки и перемещение волейболиста. Прием и
передача мяча снизу, сверху. Подача мяча снизу.
Содержание учебного материала 7 класс
Раздел: «Гимнастика»
Теоретические сведения: правила поведения и инструктаж по технике
безопасности на занятиях гимнастикой. Определение понятий акробатических
элементов.
Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения с
предметами: с обручами, с набивными мячами. Лазание по гимнастической стене с
переходом на скамью. Преодоление полосы препятствий с гимнастическими
предметами.
Раздел: «Легкая атлетика»
Теоретические сведения: Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности.
Техника безопасности при прыжках в длину, метании мяча, передачи эстафетной
палочки. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи
эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал: Техника бега. Скоростной бег. Техника метания малого
мяча на дальность с шагом. Прыжок в длину с разбега. Бег с передачей эстафетной
палочки.
Раздел: «Лыжная подготовка»
14

Теоретические сведения: Правила поведения и инструктаж по технике
безопасности по лыжной подготовке. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на
лыжах как средство закаливания организма. Прокладка лыжни. Виды лыжного
спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал: Виды стоек лыжника. Виды лыжных ходов:
одновременно – одношажный ход, одновременно – двушажный ход. Подъем
полуелочкой и елочкой. Торможение плугом. Свободное передвижение по лыжне.
Раздел: «Подвижные игры»
Теоретические сведения: Правила подвижных игр.
Практический материал: Коррекционные игры. Игры с элементами бега,
прыжков, метаний: «Шишки, желуди орехи», «Караси и щука», «Слушай сигнал»,
«Волк во рву», «Перестрелка», «Пустое место», «Лови, толкай», «Кто сильнее»,
«Тянем - потянем», «Кенгуру», «Увернись от мяча», «Десяточки», «Бездомный заяц».
Раздел: «Спортивные игры. Волейбол. Баскетбол»
Баскетбол. Теоретические сведения: Правила игры в баскетбол, правила
поведения обучающихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий
баскетболом на организм обучающихся.
Практический материал: Ловля, передача мяча от груди в движении. Ловля
передача мяча из-за головы. Остановка мяча прыжком. Броски мяча в кольцо. Ведение
мяча на месте.
Волейбол. Теоретические сведения: Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и
обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал: Стойки и перемещение волейболиста. Прием и
передача мяча снизу, сверху в движении. Отбивание мяча снизу. Игра пионербол.
Содержание учебного материала 8 класс
Раздел: «Гимнастика»
Теоретические сведения: правила поведения и инструктаж по технике
безопасности на занятиях гимнастикой. Основные понятия гимнастики.
Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения с
предметами: со скакалками, с гантелями. Гимнастический элемент опорный прыжок.
Гимнастические
комбинации
на
гимнастическом
бревне.
Эстафеты
с
гимнастическими элементами.
Раздел: «Легкая атлетика»
Теоретические сведения: Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности.
Техника безопасности при прыжках в длину, метании мяча, передачи эстафетной
палочки. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи
эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал: Техника бега. Кроссовый бег. Бег на выносливость.
Метание мяча в цель. Метание мяча в цель с шагом. Прыжок в высоту.
Раздел: «Лыжная подготовка»
Теоретические сведения: Правила поведения и инструктаж по технике
безопасности по лыжной подготовке. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на
15

лыжах как средство закаливания организма. Прокладка лыжни. Виды лыжного
спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал: Виды стоек лыжника. Поворот на 180 градусов.
Разворот на 360 градусов. Виды лыжных ходов: попеременно – двушажный ход,
одновременно – двушажный ход. Торможение плугом. Свободное передвижение по
лыжне.
Раздел: «Подвижные игры»
Теоретические сведения: Правила подвижных игр.
Практический материал: Коррекционные игры. Игры с элементами бега,
прыжков, метаний: «Переправа», «Борьба на бревне», «Защитники», «Перехват мяча»,
«Гонка мячей», «Защита стены», «Встреча на скамье», «Удержись», «Условный
сигнал», «Пока летит мяч», «Пятнашки с ведением».
Раздел: «Спортивные игры. Волейбол. Баскетбол»
Баскетбол. Теоретические сведения: Правила игры в баскетбол, правила
поведения обучающихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий
баскетболом на организм обучающихся.
Практический материал: Стойки и перемещение баскетболиста. Ловля и
передача мяча из-за головы. Ловля и передача мяча сбоку. Перехват мяча. Остановка
мяча прыжком. Броски мяча в корзину с трехочковой линии. Ведение мяча в
движении.
Волейбол. Теоретические сведения: Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и
обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал: Стойки и перемещение волейболиста. Прием и
передача мяча снизу, сверху в движение в двойках и тройках. Верхняя прямая подача
мяча после перемещения. Отбивание мяча снизу после перемещения. Игра в
пионербол по усложнённым правилам.
Содержание учебного материала 9 класс
Раздел: «Гимнастика»
Теоретические сведения: правила поведения и инструктаж по технике
безопасности на занятиях гимнастикой. Основные понятия гимнастики.
Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения с
подбрасыванием и ловлей гимнастических предметов. Передвижение и подтягивание
в висе. Комбинации в равновесии на гимнастическом бревне, комбинации с
преодолением препятствий, комбинации с гимнастическими элементами: кувырок
вперед, назад, колесо, березка и другое.
Раздел: «Легкая атлетика»
Теоретические сведения: Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности.
Техника безопасности при прыжках в длину, метании мяча, передачи эстафетной
палочки. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи
эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал: Техника бега. Медленный бег в равномерном темпе.
Скоростной бег на ориентир по сигналу. Скоростной бег с низкого старта. Прыжок в
16

длину с разбега. Метание мяча одной рукой в движении. Эстафеты с
легкоатлетическими элементами.
Раздел: «Лыжная подготовка»
Теоретические сведения: Правила поведения и инструктаж по технике
безопасности по лыжной подготовке. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на
лыжах как средство закаливания организма. Прокладка лыжни. Виды лыжного
спорта; сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал: Распоряжения и команды лыжника. Виды лыжных
ходов: бесшажный ход, одновременно – одношажный ход, одновременно –
двушажный ход. Передвижение в быстром темпе. Поворот со взмахом. Переход с хода
на ход. Торможение плугом. Скоростное передвижение по лыжне.
Раздел: «Подвижные игры»
Теоретические сведения: Правила подвижных игр.
Практический материал: Коррекционные игры. Игры с элементами бега,
прыжков, метаний: «10 передач», «Мяч соседу», «Кто первый», «Поймай мяч»,
«Мотоциклисты», «Метко в корзину», «Мяч капитану», «Поймай и передай», «Попади
в квадрат».
Раздел: «Спортивные игры. Волейбол. Баскетбол»
Баскетбол. Теоретические сведения: Правила игры в баскетбол, правила
поведения обучающихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий
баскетболом на организм обучающихся.
Практический материал: Передача ловли мяча одной рукой от плеча, Остановка
мяча прыжком, передача ловля мяча сбоку, броски мяча со штрафной линии, ведение
мяча в движении. Игра «Стритбол»
Волейбол. Теоретические сведения: Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и
обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал: Стойки и перемещение волейболиста. Прием и
передача мяча снизу, сверху после перемещения. Прямая подача мяча сверху.
Эстафета с элементами волейбола.

17

№
п/п

Название
раздела

1

«Легкая
атлетика»

2

«Гимнастика
с элементами
акробатики»

Колво
часов
18

18

Тематическое планирование
5 класс

Планируемый результат
предметные результаты
формируемые БУД

Знания о физической
культуре
как
системе
разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по
укреплению здоровья.

Демонстрация жизненно
важных способов передвижения
человека (ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ходьба на лыжах,
плавание).

Доброжелательное
и
уважительное
объяснение
ошибок при выполнении заданий
и предложение способов их
устранения; объяснение правил,
техники
выполнения
двигательных действий.

Объяснение
правил,
техники
выполнения
двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью
учителя).
 Самостоятельная
демонстрация
правильной
осанки, видов стилизованной
ходьбы под музыку, комплексов
корригирующих упражнений на
контроль
ощущений
(в
постановке
головы,
плеч,
позвоночного столба), осанки в
движении, положений тела и его
частей (в положении стоя);

Коммуникативные БУД:

слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.

Вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
Регулятивные БУД:

входить и выходить из учебного
помещения со звонком;

принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем
темпе;

работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать
рабочее место.
Познавательные БУД:
 Работа с информацией
Коммуникативные БУД:
 Слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
 Вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
Регулятивные БУД:
 входить и выходить из учебного
помещения со звонком;

Основные виды
деятельности
обучающихся
1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3. Наблюдение за
демонстрацией
учителя;
Выполнение
заданий
под

Контрольные
мероприятия
Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

3

«Лыжная
подготовка»

17

комплексов упражнений для
укрепления мышечного корсета.
 Выполнение технических
действий из базовых видов
спорта, применение их в игровой
и
учебной
деятельности;
выполнение акробатических и
гимнастических комбинаций из
числа усвоенных
(под
руководством учителя).
 Знания
об
основных
физических качествах человека:
сила, быстрота, выносливость,
гибкость, координация.
 Знания о физической
культуре
как
системе
разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по
укреплению здоровья.
 Понимание
влияния
физических
упражнений
на
физическое развитие и развитие
физических качеств человека.
 Выбор (под руководством
учителя) спортивной одежды и
обуви
в
зависимости
от
погодных условий и времени
года.
 Демонстрация жизненно
важных способов передвижения
человека (ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ходьба на лыжах,
плавание).

 принимать цели и произвольно руководством
включаться в деятельность, следовать учителя.
предложенному плану и работать в общем
темпе;
 работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать
рабочее место;
 ориентироваться в пространстве
класса
(зала,
учебного
помещения);
пользоваться учебной мебелью
Познавательные БУД:
 работа с информацией
Коммуникативные БУД:
 вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем
 сотрудничать со взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях.
Регулятивные БУД:
 работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать
рабочее место
 соотносить свои действия и их
результаты
с
заданными
образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать
ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
19

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

4

«Подвижные
игры»

25

 Участие в подвижных
играх
со
сверстниками,
осуществление их объективного
судейства.
 Взаимодействие
со
сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр и
соревнований.
 Пользование спортивным
инвентарем и тренажерным
оборудованием;
правильная
ориентировка в пространстве
спортивного зала и на стадионе;
правильное
размещение
спортивных
снарядов
при
организации
и
проведении
подвижных и спортивных игр.

5

«Спортивные
игры.
Волейбол»

24

 Понимание
влияния
физических
упражнений
на
физическое развитие и развитие
физических качеств человека.
 Выполнение технических
действий из базовых видов
спорта.
 Взаимодействие
со
сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр.
 Пользование спортивным
инвентарем и
тренажерным
оборудованием;
 Правильное размещение
спортивных
снарядов
при

Познавательные БУД:
 выделять существенные, общие и
отличительные свойства предметов.
Коммуникативные БУД:
 слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
 Обращаться
за
помощью
и
принимать помощь.
Регулятивные БУД:
 принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем
темпе;
 работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать
рабочее место;
Познавательные БУД:
 работа с информацией.
Коммуникативные БУД:
 слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
 Обращаться
за
помощью
и
принимать помощь.
Регулятивные БУД:
 входить и выходить из учебного
помещения со звонком;
 принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем
темпе;
 работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
20

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Соблюдение
правил игры;
3.
Слушание
объяснения
учителя;
4.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя

Соблюдение
правил
подвижных игр

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

организации
и
проведении спортивным инвентарем) и организовывать
подвижных и спортивных игр.
рабочее место;
Познавательные БУД:
 работа с информацией.

№
п/п

Название
раздела

1

«Легкая
атлетика»

2

«Гимнастика
с элементами
акробатики»

Колво
часов
18

18

Тематическое планирование
6 класс

Планируемый результат
предметные результаты
формируемые БУД
 Знания
о
физической
культуре как системе;
 разнообразных
форм
занятий.
 самостоятельная;
демонстрация
правильной
осанки.
 самостоятельное
выполнение видов ходьбы, бега,
метания мяча;
 демонстрация жизненно
важных способов передвижения
человека ходьба, бег, прыжки.
 самостоятельная
демонстрация упражнений на
укрепление мышц, комплекс
упражнений с предметами и без
предметов.
 демонстрация жизненно
важных способов передвижения
человека лазанье и перелазание,
кувырок.

выполнение
акробатических
и

Коммуникативные БУД:
 вступает в контакт и работает в
коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 обращается за помощью учителя и
сверстников, принимает помощь
Регулятивные БУД:
 входит и выходит из спортивного
зала по звону или сигналу учителя
 ориентироваться в пространстве
спортивного и тренажерного залов,
работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
21

ИТОГО: 102 ч.

Основные виды
деятельности
обучающихся
1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.
1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством

Контрольные
мероприятия
Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

гимнастических комбинаций на
доступном техническом уровне.

3

Лыжная
подготовка

17

 понимает
влияния
физических упражнений при
занятиях лыжами на физическое
развитие и развитие физических
качеств человека.
 демонстрирует жизненно
важные способы передвижения
ходьба, ходьба на лыжах.
 Знание и подача строевых
команд, ведение подсчёта при
выполнении
строевых
упражнений с лыжами.
 объяснение
правил,
техники
выполнения
двигательных
действий
при
занятиях лыжной подготовкой

4

«Подвижные
игры»

23

 демонстрирует жизненно
важных способов передвижения
во время подвижных игр.

организовывает рабочее место;
 активно участвует в деятельности,
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
выполнению задания с лыжами
 доброжелательно
относиться,
сопереживает,
конструктивно
взаимодействует с людьми во время
передвижения на лыжах и выполнения
задания с лыжами и на них.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в деятельности,
 соотносит свои действия и их
результаты с заданными образцами,
принимает оценку деятельности, оценивает
ее с учетом предложенных критериев,
корректирует свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 вступает в контакт и работает в
коллективе (учитель – ученик, ученик –
22

учителя.

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Соблюдение

Соблюдение
правил
подвижных игр

 выполнение технических
действий и применение их в
игровой и учебной деятельности.
 участие в подвижных
играх со сверстниками.
 взаимодействие
со
сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр.

5

«Спортивные
игры.
Баскетбол»

26

ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использует принятые ритуалы в
подвижных играх.
 доброжелательно
относиться,
сопереживает,
конструктивно
взаимодействует с одноклассниками во
время проведения игр;
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в подвижных
играх.
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ. Понимает
правила подвижных игр.
 понимает влияния
Коммуникативные БУД:
физических упражнений при
 обращается за помощью и принимает
занятиях баскетболом
ее.
 выполняет технические
 слушает и понимает инструкцию к
действий из спортивной игры –
учебному заданию в разных видах
баскетбол
деятельности
взаимодействует
со
Регулятивные БУД:
сверстниками
по
правилам
 работает со спортивным инвентарем
подвижной игры с элементами организовывает рабочее место;
баскетбола.
 активно участвует в деятельности,
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.

23

правил игры;
3.
Слушание
объяснения
учителя;
4.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

ИТОГО: 102 ч.

№
п/п

Название
раздела

1

«Легкая
атлетика»

2

«Гимнастика
с элементами
акробатики»

Колво
часов
16

14

Тематическое планирование
7 класс

Планируемый результат
предметные результаты
формируемые БУД
 знания о физической
культуре как системе
разнообразных форм занятий.
 самостоятельное
выполнение видов бега, метания
мяча, прыжка в длину.

 самостоятельная
демонстрация
комплексов
упражнений с предметами.
 выполнение
акробатических
и
гимнастических комбинаций на
доступном техническом уровне;
 правильное размещение
спортивных
снарядов
при
организации
и
проведении
занятий гимнастикой.

Коммуникативные БУД:
 вступает в контакт и работает в
коллективе;
 обращается за помощью учителя и
сверстников, принимает помощь.
Регулятивные БУД:
 входит и выходит из спортивного
зала по звону или сигналу учителя;
 ориентироваться в пространстве
спортивного зала и спортивной площадки.
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в деятельности,
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
24

Основные виды
деятельности
обучающихся
1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.
1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Контрольные
мероприятия
Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

3

Лыжная
подготовка

17

 понимает влияния
физических упражнений при
занятиях лыжами на физическое
развитие и развитие физических
качеств человека.
 демонстрирует жизненно
важные способы передвижения
ходьба на лыжах.
 объяснение правил,
техники выполнения
двигательных действий при
занятиях лыжной подготовкой

4

«Подвижные
игры»

23

 демонстрирует жизненно
важных способов передвижения
во время подвижных игр.
 выполнение технических
действий и применение их в
игровой и учебной деятельности.
 участие в подвижных
играх со сверстниками.
 взаимодействие
со
сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр.

Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
выполнению задания с лыжами
 доброжелательно относиться,
сопереживает, конструктивно
взаимодействует с людьми во время
передвижения на лыжах и выполнения
задания с лыжами и на них.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в деятельности
при занятиях лыжами,
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 вступает в контакт и работает в
коллективе
 использует принятые ритуалы в
подвижных играх.
 доброжелательно
относиться,
сопереживает,
конструктивно
взаимодействует с одноклассниками во
время проведения игр;
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в подвижных
играх.
25

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

1.
Соблюдение
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
правил
2.
Соблюдение подвижных игр
правил игры;
3.
Слушание
объяснения
учителя;
4.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя

5

«Спортивные
игры»

№
п/п

Название
раздела

1

«Легкая

32

Колво
часов
16

 выполнение технических
действий из базовых видов
спорта, применение их в игровой
и учебной деятельности;
 участие со сверстниками в
подвижных и спортивных играх;
 объяснение
правил,
техники
выполнения
двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью
учителя)

 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 понимает словесную инструкцию и
показ.
 понимает правила подвижных игр.
Коммуникативные БУД:
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
 договаривается и изменяет свое
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем.
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность,
следует
предложенному плану
 активно участвует в деятельности,
контролирует и оценивает свои действия и
действия одноклассников.
Познавательные БУД:
 анализирует словесную инструкцию;
 осознано демонстрирует учебные
действия

Тематическое планирование
8 класс

Планируемый результат
предметные результаты
формируемые БУД


самостоятельная

подача Коммуникативные БУД:
26

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

ИТОГИ: 102

Основные виды
деятельности
обучающихся
1.
Соблюдение

Контрольные
мероприятия
Сдача

атлетика»

строевых
команд,
ведение
подсчёта
при
выполнении
общеразвивающих упражнений
 самостоятельное
выполнение видов бега, метания
мяча, прыжка в высоту.

2

«Гимнастика
с элементами
акробатики»

14

3

Лыжная

14

 самостоятельная
демонстрация упражнений на
укрепление мышц, комплекс
упражнений с предметами и без
предметов.
 демонстрация жизненно
важных способов передвижения
человека лазанье и перелазание,
кувырок.

выполнение
акробатических
и
гимнастических комбинаций на
доступном техническом уровне.

 понимает

влияния

 доброжелательно
относиться,
конструктивно взаимодействует с на уроках
ФК
 договаривается и изменяет свое
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации на уроках ФК
и применяет опыт в жизни
Регулятивные БУД:
 активно участвует в деятельности,
контролирует и оценивает свои действия и
действия одноклассников;
Познавательные БУД:
 анализирует и применяет словесную
инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в деятельности,
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
27

Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

1.

Соблюдение

Сдача

подготовка

4

«Подвижные
игры»

физических упражнений при
занятиях лыжами на физическое
развитие и развитие физических
качеств человека.
 демонстрирует жизненно
важные способы передвижения
ходьба, ходьба на лыжах.
 Знание и подача строевых
команд, ведение подсчёта при
выполнении
строевых
упражнений с лыжами.

объяснение
правил,
техники
выполнения
двигательных
действий
при
занятиях лыжной подготовкой

20

 выполнение технических
действий и применение их в
игровой и учебной деятельности.
 участие в подвижных
играх со сверстниками.
 взаимодействие
со
сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр.

 обращается за помощью и принимает Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
 слушает и понимает инструкцию к объяснения
выполнению заданий с лыжами
учителя;
 доброжелательно
относиться, 3.
Наблюдение
сопереживает,
конструктивно за демонстрацией
взаимодействует с людьми во время учителя;
передвижения на лыжах и выполнения 4.
Выполнение
задания с лыжами и на них.
заданий
под
Регулятивные БУД:
руководством
 работает со спортивным инвентарем учителя.
 активно участвует в деятельности,
 соотносит свои действия и их
результаты с заданными образцами,
принимает
оценку
деятельности,
корректирует свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
 понимает словесную инструкцию и
показ.
Коммуникативные БУД:
1.
Соблюдение
 вступает в контакт и работает в Т/Б, дисциплины;
коллективе (учитель – ученик, ученик – 2.
Соблюдение
ученик,
правил игры;
 конструктивно взаимодействует с 3.
Слушание
одноклассниками во время проведения игр; объяснения
Регулятивные БУД:
учителя;
 активно участвует в подвижных 4.
Наблюдение
играх.
за демонстрацией
 принимает цели и произвольно учителя
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 Понимает правила подвижных игр.
ее.

28

контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

Соблюдение
правил
подвижных игр

5

«Спортивные
игры.
Баскетбол»

№
п/п

Название
раздела

1

«Легкая
атлетика»

38

Колво
часов
16

 выполнение технических
действий из базовых видов
спорта, применение их в игровой
и учебной деятельности;
 участие со сверстниками в
подвижных и спортивных играх;
объяснение правил, техники
выполнения
двигательных
действий, анализ и нахождение
ошибок (с помощью учителя)

Коммуникативные БУД:
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
 договаривается и изменяет свое
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем.
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность,
следует
предложенному плану
 активно участвует в деятельности,
контролирует и оценивает свои действия и
действия одноклассников.
Познавательные БУД:
 анализирует словесную инструкцию;
 осознано демонстрирует учебные
действия

Тематическое планирование
9 класс

Планируемый результат
предметные результаты
формируемые БУД

выполнение технических
действий из базовых видов
спорта, применение их в игровой
и учебной деятельности;

пользование спортивным
инвентарем;
правильная
ориентировка
в
пространстве спортивного зала и
на стадионе.

Коммуникативные БУД:
 доброжелательно
относиться,
конструктивно взаимодействует с на уроках
ФК
 договаривается и изменяет свое
поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации на уроках ФК
и применяет опыт в жизни
Регулятивные БУД:
29

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

ИТОГО: 102 ч.

Основные виды
деятельности
обучающихся
1.Соблюдение Т/Б,
дисциплины;
2.Слушание
объяснения
учителя;
3.Наблюдение за
демонстрацией
учителя;
4.Выполнение

Контрольные
мероприятия
Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

2

«Гимнастика
с элементами
акробатики»

14


выполнение
акробатических
и
гимнастических комбинаций из
числа
усвоенных
(под
руководством учителя);

выполнение
строевых
действий в шеренге и колонне;

выполнение
акробатических
и
гимнастических комбинаций на
доступном техническом уровне.

3

Лыжная
подготовка

14


понимает
влияния
физических упражнений при
занятиях лыжами

демострирует
жизненно
важные способы передвижения
ходьба, ходьба на лыжах.

объяснение техники и
выполнения
двигательных
действий при занятиях лыжной

 активно участвует в деятельности,
контролирует и оценивает свои действия и
действия одноклассников;
Познавательные БУД:
 анализирует и применяет словесную
инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию в разных видах
деятельности.
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
организовывает рабочее место;
 активно участвует в деятельности,
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 работает с информацией – понимает
словесную инструкцию и показ.
Коммуникативные БУД:
 обращается за помощью и принимает
ее.
 слушает и понимает инструкцию к
выполнению заданий с лыжами
 доброжелательно
относиться,
сопереживает,
конструктивно
взаимодействует с людьми во время
передвижения на лыжах и выполнения
30

заданий
под
руководством
учителя.

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под
руководством
учителя.

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

подготовкой

4

«Подвижные
игры»

18


участие со сверстниками в
подвижных играх;

взаимодействие
со
сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр и
соревнований.
уважительное
объяснение
ошибок при выполнении заданий
и предложение способов их
устранения

5

«Спортивные
игры»

40


объяснение
правил,
техники
выполнения
двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью
учителя)
выполнение
технических
действий из базовых видов
спорта, применение их в игровой
и учебной деятельности.

задания с лыжами и на них.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем
 активно участвует в деятельности,
 соотносит свои действия и их
результаты
с заданными
образцами,
принимает оценку деятельности,
Познавательные БУД:
 понимает словесную инструкцию и
показ.
Коммуникативные БУД:
 использует принятые ритуалы в
подвижных играх.
 конструктивно взаимодействует с
одноклассниками во время проведения игр;
Регулятивные БУД:
 организовывает рабочее место;
 активно участвует в подвижных
играх.
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность, следует
предложенному плану и работает в общем
темпе.
Познавательные БУД:
 понимает правила подвижных игр.
Коммуникативные БУД:
 использует
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные БУД:
 работает со спортивным инвентарем.
 принимает цели и произвольно
включается в
деятельность,
следует
предложенному плану
 активно участвует в деятельности,
31

заданий
под
руководством
учителя.

1.
Соблюдение Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
правил
2.
Соблюдение подвижных игр
правил игры;
3.
Слушание
объяснения
учителя;
4.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя

1.
Соблюдение
Т/Б, дисциплины;
2.
Слушание
объяснения
учителя;
3.
Наблюдение
за демонстрацией
учителя;
4.
Выполнение
заданий
под

Сдача
контрольных
нормативов.
Правильное
выполнение
техники
спортивных
элементов.

контролирует и оценивает свои действия
руководством
Познавательные БУД:
учителя.
 анализирует словесную инструкцию;
 осознано демонстрирует учебные
действия

32

ИТОГО: 102 ч.

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Использование файлов cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».