Разговор о правильном питании
16.01.2023
"Разговор о правильном питании" в Центре профилактики http://www.profilaktica.ru/
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Питание является одним из наиболее
важных биологических и социальных факторов, обеспечивающих здоровье, рост,
развитие, трудоспособность человека.
Обеспечение рационального питания школьников – одно из ведущих условий их
правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7
до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного
скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной
системы, сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Эти процессы связаны с
окончательным созреванием и формированием человека.
За последние годы особенностью
развития детей школьного возраста является процесс акселерации: ускоренного
физического развития и более раннее половое созревание.
К особенностям этого возрастного
периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом
потока информации, усложнением школьных программ, сочетанием занятий с
производственным обучением, занятиями спортом, кружками по интересам и другими
не менее важными нагрузками.
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьника необходимо
обеспечивать его полноценным питанием, которое обеспечивает повышенные
потребности его организма в пищевых веществах и энергии. Эти показатели
значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности,
условий. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные
продукты, богатые белками, жирами, углеводами, минеральными солями и
витаминами.
Белки – жизненно необходимые
вещества, они служат строительным материалом для построения клеток, тканей,
органов, образования ферментов, гормонов, гемоглобина и других соединений,
выполняющих в организме особо важные и сложные функции. Белки формируют
иммунитет к инфекциям, участвуют в усвоении жиров, углеводов, минеральных
веществ и витаминов. Жизнь детского организма связана с непрерывным ростом,
расходом и обновлением белков. Белки, в отличие от углеводов, не накапливаются
в организме в резерве и не образуются из других пищевых веществ, т. е. являются
незаменимой частью пищи, так же как часть жирных кислот, витамины, минеральные
вещества и вода – это незаменимые вещества, которые не образуются в организме
человека. Уважаемые родители следите за тем, чтобы в ежедневном рационе Вашего
ребенка обязательно были продукты, содержащие животные и растительные белки.
К Вашему сведению:
- белки молочных продуктов самые
легкоусвояемые, за ними идут белки яиц
- белки рыб перевариваются быстрее,
чем белки мяса т.к. в рыбе меньше соединительной ткани.
При недостатке белков возникает
белковая недостаточность: ослабление работоспособности, сопротивляемости к
инфекциям, сколиоз, огромное множество других заболеваний.
Жиры – обладают высокой
энергетической ценностью, участвуют в обменных процессах. В них содержится
жизненно важные витамины: А, провитамин А каротин, Д, Е, незаменимые жирные
кислоты, лецитин. Они обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных
веществ и витаминов. Жировые ткани – это резервный энергетический материал,
Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Они различаются на видимые
и скрытые (содержащиеся в составе продуктов). Молочные жиры источники витаминов
А, Д, провитамина А каротина, растительные продукты содержат витамины Е, В.
В жидких растительных жирах
содержатся ненасыщенные жирные кислоты, так необходимые организму, в твердых
жирах – насыщенные жирные кислоты - это более длительное пищеварение и
усвоение.
Обращаю Ваше внимание на
растительное пальмовое масло. Из за дешевизны стоимости производители мучной,
кондитерской, кулинарной продукции часто используют его в качестве основного
компонента. Пальмовое масло – это технический продукт для машин, но не для
детей. Уважаемые родители, при покупке продукта, обращайте внимание на его
состав и срок реализации, прежде чем поставите его на стол своему ребенку.
Углеводы – составляют основную часть
пищеварительного рациона, необходимы для нормального обмена. В комплексе с
белками они образуют некоторые гормоны и ферменты, секреты желез и другие
биологически важные соединения. Углеводы делятся на простые (глюкоза, фруктоза,
галактоза) и сложные (сахароза, лактоза, мальтоза), а так же к сложным
углеводам относятся – крахмал, гликоген, клетчатка, пектин. Особое значение
имеют клетчатка и пектины, которые почти не перевариваются в кишечнике, однако
эти балластные вещества играют большую роль в питании. Содержатся углеводы в растительных
продуктах, сахаре, кондитерских изделиях. Недостаток их ведет к нарушению
обмена веществ жиров и белков, к снижению уровня глюкозы в крови, болезней
Ц.Н.С., слабости, сонливости, избыток - к ожирению и другим неприятностям.
При пребывании детей и подростков в
образовательном учреждении более 3 – 4 часов, обязательно горячее питание и
свободная продажа блюд и буфетной продукции, предпочтительнее 2-х разовое
горячее питание завтрак и обед. Длительность промежутка между отдельными
приемами пищи не превышает 3,5 – 4 часов. Посещение детьми групп продленного
дня возможно только при обеспечении их 2-х разовым горячим питанием.
Школьный завтрак составляет не менее 20-25%, а обед не менее 35% от суточной
потребности в пищевых веществах и энергии. Рацион 2-х разового питания в
образовательном учреждении обеспечивает не менее 55% потребности детей в
пищевых веществах и энергии.
В рационе учащихся ежедневно
присутствуют белковые продукты: мясо или рыба или курица, молоко, молочные
продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи.
В течении недели в рацион включаются крупы, макаронные изделия, сыр, яйца,
творог, кондитерские изделия, свежие фрукты, натуральные соки,
витаминизированные напитки
В качестве специй используется
только йодированная соль.
Свежий, (ночной выпечки) ржаной и пшеничный хлеб содержит витаминно-минеральные
обогатители.
В питании детей не используются
запрещенные, вредные для здоровья химические консерванты, синтетические
красители, ароматизаторы.
Основа питания детей и подростков,
приготовление блюд щадящего питания, предусматривающее специальную
технологическую обработку продуктов: мясо и рыба отвариваются или припускаются,
или готовятся в рубленом виде, крупы и овощи развариваются до мягкости,
допускается легкое запекание блюд, исключается жаренье.
Холодные закуски готовятся предпочтительно из сырых овощей и фруктов с
растительным маслом содержанием не более 2-х, 3-х компонентов.
Для приготовления крупяных гарниров используются овсяная, гречневая, рисовая,
пшенная, ячневая, пшеничная, кукурузная, перловая крупы, которые являются важным
источником пищевых веществ.
Наряду с ними в питании детей
обязательно присутствие овощных гарниров из картофеля, капусты, моркови, лука,
сезонных овощей и зелени т.д.
Для лучшего усвоения питательных веществ в организме ребенка к мясу
предпочтителен овощной гарнир, к рыбе – картофель, рис.
Завтрак учащихся состоит из закуски,
горячего блюда, горячего напитка, обед - из закуски, супа, мясного или рыбного
или куриного блюда с овощным или крупяным гарниром и напитка, фрукты включаются
не менее двух раз в неделю. Сладкие блюда и сахаристые кондитерские изделия
включаются в рацион завтраков и обедов не чаще чем 3-4 раза в неделю.
Завтрак обязательно содержит горячее
блюдо – творожное, яичное, мясное, крупяное (молочную кашу), в качестве
горячего напитка чай, с молоком, с лимоном, какао, кофейный напиток с молоком.
Так же включаются соки, компоты из сухофруктов, из свежих ягод (смородины,
вишни, земляники, ежевики, клюквы) витаминизированные напитки, кисели из
шиповника.
Не менее двух раз в неделю детям
включаются свежие фрукты: яблоки, мандарины, апельсины, бананы, клементины.
Учитывая трудности, возникающие при
организации рационального питания учащихся: высокие цены на продовольственные
товары, размер дотаций выделяемых из бюджета, зависимость от конкретных
условий, допускается реализация рационов завтраков и обедов с неполным набором
блюд, уменьшенными порциями.
В рационах завтраков, обедов для
различных возрастных групп предусмотрен единый ассортимент блюд. Для
обеспечения потребности в белках, жирах и углеводах и необходимой калорийности,
для учащихся старших классов увеличены нормы выхода блюд, гарниров и включены
мучные кондитерские изделия.