Функциональная грамотность 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 142

РАССМОТРЕНА
Руководитель ШМО
/ Ястребинская Н.И./
Педсовет № 23 от 290 августа 2025

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель Методического
Директор школы
совета
/Обожина Н.С./
________/Данилова О.А./
Приказ №274-О от 29 августа 2025 Приказ №274-О от 29 августа 2025

Рабочая программа курса
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Модуль «Математическая грамотность»
5-9 классы

Екатеринбург, 2025

Пояснительная записка
Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является развитие
функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа образованию.
Программа нацелена не развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину (математическая грамотность).
Метапредметные и предметные результаты:
в 5 классе – умение находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
в 6 классе - умение применять математические знания для решения разного рода задач;
в 7 классе - умение формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
в 8 классе - умение интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой
ситуации;
в 9 классе - умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной
или глобальной ситуации.
Личностные результаты с 5 по 9 классы:
Умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе
математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Модуль математическая
грамотность» рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы).
Количество часов на один год обучения в 5-8 классе – 3 4 ч а с а , в 9 к л а с с е – 1 7 ч а с о в .
Формы
деятельности: беседа,диалог,
дискуссия, дебаты,
круглые
столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Содержание программы
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания
из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых
и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать
и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный
аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции
в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними
проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы
относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.

Тематическое планирование
5 класс
№

Тема занятия

Количество часов

1

Применение чисел и действий над ними

1

2

Счет и десятичная система счисления

2

3

Сюжетные задачи, решаемые с конца

2

4

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание

2

5

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду

2

6

Первые шаги в геометрии

2

7

Простейшие геометрические фигуры

2

8

Наглядная геометрия

3

9

Задачи на разрезание и перекраивание

2

10

Разбиение объекта на части и составление модели

2

11

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной)

2

12

Длительность процессов окружающего мира

2

13

Комбинаторные задачи

3

14

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков

3

15

Повторение и обобщение

4

Итого

34
6 класс

№

Тема занятия

Всего часов

1

Числа и единицы измерения: время

1

2

Числа и единицы измерения: деньги

1

3

Числа и единицы измерения: масса

1

4

Числа и единицы измерения: температура

1

5

Числа и единицы измерения: расстояние

1

6

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных 2
отношений для решения проблем

7

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты 4

8

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: пропорция

3

9

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: движение,
работа

4

10

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)

1

11

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

2

12

Графы и их применение в решении задач

2

13

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур
геометрические фигуры на клетчатой бумаге

3

14

Геометрические задачи на построение и на
изучение
свойств
фигур: конструирование

2

15

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности
Повторение и обобщение

3

16

Итого

3
34

7 класс
№

Тема занятия

Всего часов

1

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и
принятых соглашений

2

2

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции.

4

3

Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение

4

4

Задачи практико-ориентированного содержания: на совместную работу

4

5

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания

3

6

Решение
жизни

3

7

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики

2

8

Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы

4

9

Решение геометрических задач исследовательского характера

4

задач

на

вероятность

событий

в реальной

10

Повторение и обобщение

4

Итого

34
8 класс

№

Тема занятия

Всего часов

1

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем

4

2

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни.

4

3

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения 4

4

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора,
4
соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство
Математическое описание зависимости между переменными в различных 3
процессах

5
6

Интерпретация трёхмерных

изображений, построение фигур

7

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того
или иного события

1

8

Решение
типичных
математических
прохождения этапа моделирования

5

9

Повторение и обобщение

задач, требующих

4

5

Итого

34
9 класс

№

Тема занятия

Всего часов

1

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы

4

2

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими

1

3

Задачи с лишними данными

2

4

Решение типичных задач через систему линейных уравнений

2

5

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме,
оценкой разумности результатов

1

6

Решение практико-ориентированных задач

3

7

Вероятностные, статистические явления и зависимости

2

8

Повторение и обобщение

2

Итого

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Использование файлов cookie

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».