МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 142
РАССМОТРЕНА
Руководитель ШМО
/ Ястребинская Н.И./
Педсовет № 23 от 290 августа 2025
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель Методического
Директор школы
совета
/Обожина Н.С./
________/Данилова О.А./
Приказ №274-О от 29 августа 2025 Приказ №274-О от 29 августа 2025
Рабочая программа курса
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Модуль «Математическая грамотность»
5-9 классы
Екатеринбург, 2025
Пояснительная записка
Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является развитие
функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа образованию.
Программа нацелена не развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину (математическая грамотность).
Метапредметные и предметные результаты:
в 5 классе – умение находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
в 6 классе - умение применять математические знания для решения разного рода задач;
в 7 классе - умение формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
в 8 классе - умение интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой
ситуации;
в 9 классе - умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной
или глобальной ситуации.
Личностные результаты с 5 по 9 классы:
Умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе
математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Модуль математическая
грамотность» рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы).
Количество часов на один год обучения в 5-8 классе – 3 4 ч а с а , в 9 к л а с с е – 1 7 ч а с о в .
Формы
деятельности: беседа,диалог,
дискуссия, дебаты,
круглые
столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Содержание программы
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания
из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство,
общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых
и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать
и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный
аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции
в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними
проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы
относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного
содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и
используются для решения конкретных проблем.
Тематическое планирование
5 класс
№
Тема занятия
Количество часов
1
Применение чисел и действий над ними
1
2
Счет и десятичная система счисления
2
3
Сюжетные задачи, решаемые с конца
2
4
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание
2
5
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду
2
6
Первые шаги в геометрии
2
7
Простейшие геометрические фигуры
2
8
Наглядная геометрия
3
9
Задачи на разрезание и перекраивание
2
10
Разбиение объекта на части и составление модели
2
11
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной)
2
12
Длительность процессов окружающего мира
2
13
Комбинаторные задачи
3
14
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
3
15
Повторение и обобщение
4
Итого
34
6 класс
№
Тема занятия
Всего часов
1
Числа и единицы измерения: время
1
2
Числа и единицы измерения: деньги
1
3
Числа и единицы измерения: масса
1
4
Числа и единицы измерения: температура
1
5
Числа и единицы измерения: расстояние
1
6
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных 2
отношений для решения проблем
7
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты 4
8
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: пропорция
3
9
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: движение,
работа
4
10
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)
1
11
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
2
12
Графы и их применение в решении задач
2
13
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур
геометрические фигуры на клетчатой бумаге
3
14
Геометрические задачи на построение и на
изучение
свойств
фигур: конструирование
2
15
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности
Повторение и обобщение
3
16
Итого
3
34
7 класс
№
Тема занятия
Всего часов
1
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и
принятых соглашений
2
2
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции.
4
3
Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение
4
4
Задачи практико-ориентированного содержания: на совместную работу
4
5
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания
3
6
Решение
жизни
3
7
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики
2
8
Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы
4
9
Решение геометрических задач исследовательского характера
4
задач
на
вероятность
событий
в реальной
10
Повторение и обобщение
4
Итого
34
8 класс
№
Тема занятия
Всего часов
1
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем
4
2
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни.
4
3
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения 4
4
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора,
4
соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство
Математическое описание зависимости между переменными в различных 3
процессах
5
6
Интерпретация трёхмерных
изображений, построение фигур
7
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того
или иного события
1
8
Решение
типичных
математических
прохождения этапа моделирования
5
9
Повторение и обобщение
задач, требующих
4
5
Итого
34
9 класс
№
Тема занятия
Всего часов
1
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы
4
2
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
1
3
Задачи с лишними данными
2
4
Решение типичных задач через систему линейных уравнений
2
5
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме,
оценкой разумности результатов
1
6
Решение практико-ориентированных задач
3
7
Вероятностные, статистические явления и зависимости
2
8
Повторение и обобщение
2
Итого
17