Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС СОО и примерной образовательной программой среднего общего
образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
–
непринятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально- экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
–
–
–
–
–
–
2.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать
и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
-формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
-восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
-отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их
при постановке собственных целей;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
-самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
-адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно
оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно
оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
–
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
–
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно- познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;
–
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
–
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской
работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структу ра и масштабы Вселенной. Особенности
астрономи ческих методов исследования. Наземные и косми ческие телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как ис точник информации о небесных телах. Практиче ское применение астрономических исследований.* 1
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,
полет Ю. А. Гагарина. Достижения
современной космо навтики.
1.Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная ве личина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.
Звездные карты. Ви димое движение звезд на различных географиче ских широтах. Связь видимого расположения объ ектов на небе и
географических координат наблюда теля.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и
фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
2.Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Ге- оцентрическая система мира. Становление гелио- центрической системы мира.
Конфигурации планети условия их видимости. Синодический и сидериче-ский (звездный) периоды обращения планет.
3. Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных
тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и косми- ческих
аппаратов в Солнечной системе.
4.Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имею- щих общее происхождение. Земля и Луна — двой- ная планета. Космические
лучи.* Исследования Лу- ны космическими аппаратами. Пилотируемые поле- ты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды.Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опас- ность.
5. Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследо- ваний; спектральный анализ.
Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца.
Солнечная активность и ее влияние на Зем- лю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-зем-ные связи.*
Звезды: основные физико-химические харак- теристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд.
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эф- фект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет —
светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и
нестационар-ные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволю-ция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
6. Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. ВращениеГалактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
7.Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Ско- пления и сверхскопления галактик. Основы совре- менной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Все- ленная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликто- вое
излучение. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
8. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной
системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные систе-мы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звездыосеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11
Класс
Содержание раздела
Количество
часов по теме
1. Предмет астрономии
2
1. Вводный инструктаж по ТБ, ОТ.
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы
Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их
работы.
2. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах.
Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полетЮ. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
2. Основы практической астрономии
1
1
5
3.Звезды и созвездия. Видимая звездная ве личина.
1
4. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты.
1
5. Видимое движение звезд на различных географиче ских широтах. Связь видимого расположения объектов на
небе и географических координат наблюдателя.*
6. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
7. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
3.Строение Солнечной системы
8. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической
системы мира.
1
1
1
2
1
9. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет.
1
Законы движения небесных тел
5
10. Законы Кеплера.
1
11. Определение расстояний иразмеров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс.
1
12. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
1
13. Определение массы небесных тел
1
14. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
1
Природа тел Солнечной системы
8
15. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
1
16. Земля и Луна — двойная планета
1
17. Космические лучи.*
1
18. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
1
19. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
1
20. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
1
21. Малые тела Солнечной системы:астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды.
1
22. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
1
Солнце и звезды
23. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
6
1
24. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического
исследования. Закон Стефана— Больцмана.
1
25. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль
магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.*
26. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и
расстояния до звезд. Эффект Доплера.
1
27. Светимость, спектр, цвети температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость»
(«цвет — светимость»).
1
28. Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные
и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
1
Наша Галактика — Млечный Путь
2
1
29. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики.
1
30. Области звездообразования. ВращениеГалактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
1
Строение и эволюция Вселенной
2
31. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
32. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое
излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
33. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски
жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе
34. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
1
1
2
1
1