ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 142
________________________________________________________________________________________________
620902, г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Ленина 15а, телефон, факс (343)266-03-33 email: soch142@eduekb.ru
Методические рекомендации оценивания предметных результатов
по отдельным предметам обучающихся с ОВЗ
Оценка качества индивидуальных образовательных достижений
обучающихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы. При
оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла (литературное
чтение, окружающий мир, география, история, экология, обществознание и др.) принимается
во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала, полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя, допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме как метод воспитательного
воздействия на обучающегося. Оценка «2» не ставится в журнал.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку:
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами
русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности,
языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объѐм различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они
работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографическиеи пунктуационные навыки;
3) речевые умения
I. Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний обучающихся по
русскому языку. Развѐрнутый ответ обучающегося должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определѐнную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
1)полно излагает изученный материал,даѐтправильное определение языковых
понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даѐт ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1–3 ошибки, которые сам же исправляет, и
1–4 недочѐта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части(или
полное незнание или непонимание) соответствующего раздела изучаемого материала,
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке обучающегося, которые являются серьѐзным препятствием к успешному
овладению последующим материалом. Оценка «2» выставляется в устной форме как метод
воспитательного воздействия на обучающегося.
Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определѐнное время), но и за рассредоточенный
во времени, т. е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не заслушивались ответы учащегося,
но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны
отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса.
Объѐм диктанта устанавливается: для 1 класса – 8 – 10 слов (на конец учебного года);
для 2 класса – в начале года – 10 – 15 слов, к концу года 20 – 25; для 3 класса – 25 – 35 слов;
для 4 класса – 40 – 60 слов; для 5 класса – 80–100 слов; для 6 класса – 100–110; для 7 класса–
110–120; для 8 класса – 120–150; для 9 класса – 150–170 слов.(При подсчѐте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса – 15–20, для 6 класса – 20–25, для 7 класса – 25–30, для 8 класса –30–35, для 9
класса – 35–40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определѐнной теме,
должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также
обеспечивать выявление прочности ранее приобретѐнных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку
учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые
в данной теме орфограммы и пунктограммы. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм
включаются основные: они должны быть представлены 1–3 случаями.
В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в
5 классе 12 различных орфограмм и 2–3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм
и 3–4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4–5 пунктограмм, в 8 классе – 24
различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15
пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трѐх
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6–7 классах – не более 7
слов, в 8–9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми
написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе до конца первого полугодия) сохраняется
объѐм текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на ещѐ не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),
«мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок
следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики
грамотности. При подсчѐте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных
от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ни что иное
не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за
одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических
(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном непроверяемом слове допущены2и более ошибки, то
все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на один балл. Оценка «5» не выставляется при
наличии трѐх и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой.
2 – 4 классы
оценка «5» ставится за работу без ошибок;
оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками;
оценка «3» ставится за работу с четырьмя – шестью ошибками;
оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради как
метод воспитательного воздействия на обучающегося.
5 – 9 классы:
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в
ней1негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка
«4»
выставляется
при
наличии
в
диктанте3орфографических
и3пунктуационных ошибок, или 2 орфографических и 4 пунктуационных ошибок, или 1
орфографической и 5 пунктуационных ошибок, или 6 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 4 орфографических
ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены до9орфографических идо
6 пунктуационных ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 10
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено более 9 орфографических
и более 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 3
орфографические ошибки, для оценки «3» 9 орфографических ошибки (для 5 класса 10
орфографических ошибок).Оценка «2» выставляется как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
В
комплексной
контрольной
работе,
состоящей
из
диктанта
и
дополнительного(фонетического, лексического, орфографического, грамматического и
пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;
оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее3/4заданий;
оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;
оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий или не
выполнено ни одного задания. Оценка «2» выставляется как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;
оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 2–3 ошибки;
оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4–7 ошибки;
оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено более 7 ошибок. Оценка
«2»выставляется в тетради как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.Сочинения и
изложения в 5–9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы
«Развитие навыков связной речи».Примерный объѐм текста для подробного изложения: в 5
классе – 100–150 слов, в 6 классе – 150–200, в 7 классе –200–250, в 8 классе – 250–350, в 9
классе – 350–450 слов.
Объѐм текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть
увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная
работа.
Рекомендуется следующий примерный объѐм классных сочинений:
в 5 классе – 0,5–1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0–1,5,
в 7 классе – 1,5–2,0,
в 8 классе – 2,0–3,0,
в 9 классе – 3,0–4,0 страницы.
К указанному объѐму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объѐм ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и
жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
1) соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2) полнота раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие
словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число
речевых недочѐтов.Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
«5»
«4»
«3»
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается
последовательно. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста. В целом в работе допускается 1
недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы). Содержание
в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.
Имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей. Лексический и
грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль
работы
отличается
единством
и
достаточной
выразительностью В целом в работе допускаются не более 2
недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверная в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности. Допущены отдельные нарушения
последовательности
изложения.
Беден
словарь
и
однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречаются неправильное словоупотребление. Стиль работ
не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускаются не более 4 речевых недочетов
в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются
1
орфографическая или 1
пунктуационная или 1
грамматическая
ошибка.
Допускаются
3
орфографические и 3
пунктуационные
ошибки,
или
2
орфографические и 4
пунктуационные
ошибки,
или
1
орфографическая и 5
пунктуационных
ошибки, а также 2
грамматические
ошибки.
Допускаются
до
9
орфографических и до
6
пунктуационных
ошибок,
или
10
орфографических и 7
пунктуационных (если
среди и тех, и других
имеются однотипные и
негрубые
ошибки)
ошибок
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических
неточностей. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между
ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной связью
между
ними,
часты
случаи
неправильного
словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.
Имеются 10 и более
орфографических и 7 и
более пунктуационных
ошибок, а также 8 и
более грамматических
ошибок.
П р и м е ч а н и я.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
2. Если объѐм сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах
оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки
«4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение
объѐма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведѐнные в разделе
«Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объѐм работы;
4) чѐткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и
содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других
особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе,
превышающей по количеству слов объѐм диктантов для данного класса, для оценки «4»
допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении
определѐнного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не
оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
I. Оценка устных ответов обучающихся
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными
критериями в пределах программы данного класса:
1) знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения;
2) умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3) понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения;
4) знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями
при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
5) умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи;
6) уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно
отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный
текст.
Отметка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий,
характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для
аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть
монологической речью.
Отметка «4» ставится, если обучающийся обнаруживает прочные знания и
достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить
взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать
текст произведения для аргументации своих выводов; хорошо владеть монологической
литературной речью; однако допускает при этом 3 – 4 неточности в ответе.
Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание текста
изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться
этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании
ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для
данного класса.
Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание существенных
вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных
героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения, показывает слабое владение монологической речью и техникой
чтения, а также бедность выразительных средств языка. Оценка «2» выставляется в устной
форме как метод воспитательного воздействия на ребѐнка.
II. Оценка сочинений
Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать
мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.Рекомендуется следующий примерный
объѐм классных сочинений: в 5 классе – 0,5–1,0 страницы, в 6 классе – 1,0–1,5, в 7 классе –
1,5–2,0, в 8 классе – 2,0–3,0, в 9 классе – 3,0–4,0 страницы.
К указанному объѐму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объѐм ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и
жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать
языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение
языковых норм и правил правописания.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и
грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых
недочѐтов.Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
Основные критерии оценки
«5»
«4»
«3»
Содержание и речь
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается
последовательно. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста. В целом в работе допускается 1
недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы). Содержание
в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности.
Имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей. Лексический и
грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль
работы
отличается
единством
и
достаточной
выразительностью. В целом в работе допускаются не более 2
недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверная в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности. Допущены отдельные нарушения
последовательности
изложения.
Беден
словарь
и
однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречаются неправильное словоупотребление. Стиль работ
не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускаются не более 4 речевых недочетов
в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность
1
Допускаются
орфографическая или 1
пунктуационная или 1
грамматическая
ошибка.
Допускаются
3
орфографические и 3
пунктуационные
ошибки,
или
2
орфографические и 4
пунктуационные
ошибки,
или
1
орфографическая и 5
пунктуационных
ошибки, а также 2
грамматические
ошибки.
Допускаются
до
9
орфографических и до
6
пунктуационных
ошибок,
или
10
орфографических и 7
пунктуационных (если
среди и тех, и других
имеются однотипные и
негрубые
ошибки)
ошибок
Имеются 10 и более
орфографических и 7 и
более пунктуационных
ошибок, а также 8 и
более грамматических
ошибок.
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических
неточностей. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между
ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной связью
между
ними,
часты
случаи
неправильного
словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В
целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.
Оценка «2» выставляется как метод воспитательного воздействия на обучающегося
«2»
П р и м е ч а н и я.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
2. Если объѐм сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах
оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки
«4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение
объѐма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано
удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых
ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведѐнные в разделе «Оценка
диктантов».
В 5 – 9 классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе
и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по
литературе.
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык»
1. Критерии оценивания письменных работ
За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты)
оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ
Оценка «2»
Оценка «3»
Оценка«4»
Оценка«5»
Контрольные от 20 % до 49 % от 50 % до 69 % от 70 % до 90 %
от 91 % до 100%
работы
Тестовые
от 20 % до 59 % от 60 % до 74 % от 75 % до 94 %
от 95 % до 100%
работы,
словарные
диктанты
1. 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные
работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям: 2.1.Содержание (соблюдение
объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое
оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне,
соблюдение норм вежливости).
2.2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи
на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы.
2.3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года
обучения языку).
Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с
поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку).
Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных
правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит
точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил
расстановки запятых).
Критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные
работы, в т.ч. в группах)
Оценка Критерии
«5»
1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью
2. Организация работы: высказывание логично, использованы средства
логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.
3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного
года обучения
4. Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в
соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения
языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют
решению коммуникативной задачи
5. Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют,
соблюдены правила пунктуации (предложения начинаются с заглавной буквы, в
конце предложения стоит точка, вопросительный и восклицательный знак,
соблюдены основные правила расстановки запятых).
«4»
1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью
2. Организация работы: высказывание логично, использованы средства
логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.
3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного
года обучения, но имеются незначительные ошибки
4. Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в
5.
«3»
1.
2.
3.
4.
5.
«2»
1.
2.
3.
4.
5.
соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения
языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению
коммуникативной задачи
Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки,
соблюдены правила пунктуации (предложения начинаются с заглавной буквы, в
конце предложения стоит точка, вопросительный и восклицательный знак,
соблюдены основные правила расстановки запятых).
Содержание: коммуникативная задача решена
Организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы
средства логической связи, соблюден формат высказывания, но текст
неправильно поделен на абзацы.
Лексика: местами неадекватное употребление лексики
Грамматика: имеются грубые грамматические ошибки
Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не
всегда соблюдены правила пунктуации (не все предложения начинаются с
заглавной буквы, в конце не всех предложения стоит точка, вопросительный и
восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки
запятых).
Содержание: коммуникативная задача не решена
Организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства
логической связи, не соблюден формат высказывания, текст неправильно
поделен на абзацы.
Лексика: большое количество лексических ошибок
Грамматика: большое количество грамматических ошибок
Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не всегда
соблюдены правила пунктуации (не все предложения начинаются с заглавной
буквы, в конце не всех предложения стоит точка, вопросительный и
восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки
запятых).
2.
Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания,
пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в
группах)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех
аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм
вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать
очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на
вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае
сбоя: переспрос, уточнение).
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года
обучения языку).
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в
соответствиис поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку).
5. Произношение
(правильное
произнесение
звуков
английского
языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной
интонациив предложениях).
Оце
нка
«5»
Содержание
Соблюден объем
высказывания.
Высказывание
соответствует теме:
отражены все аспекты,
указанные задании,
стилевое оформление
Коммуникативное
взаимодействие
Адекватная
естественная
реакция на
реплики
собеседника.
Проявляется
речевая
Лексика
Грамматика
Произношение
Лексика
адекватна
поставленной
задаче и
требованиям
данного года
обучения
использованы
разные
грамматические
конструкции в
соответствии с
задачей и
требованиями
Речь звучит в
естественном
темпе, нет грубых
фонетических
ошибок.
«4»
«3»
«2»
данного года
обучения языку.
Редкие
грамматические
ошибки не мешают
коммуникации.
Грамматические
ошибки
незначительно
влияют на
восприятие речи
учащегося
речи соответствует типу
задания, аргументация на
уровне, нормы
вежливости соблюдены.
инициатива для
решения
поставленных
коммуникативных
задач.
языку.
Неполный объем
высказывания.
Высказывание
соответствует теме, не
отражены некоторые
аспекты, указанные в
задании, стилевое
оформление речи
соответствует типу
задания, аргументация не
всегда на уровне, но
нормы вежливости
соблюдены
Незначительный объем
высказывания, не в
полной мере
соответствует теме, не
отражены некоторые
аспекты, указанные в
задании, стилевое
оформление речи не в
полной мере
соответствует типу
задания, аргументация не
на уровне, нормы
вежливости не
соблюдены
Незначительный объем
высказывания, не
соответствует теме, не
отражены аспекты,
указанные в задании,
стилевое оформление
речи не соответствует
типу задания,
аргументация
отсутствует, нормы
вежливости не
соблюдены
Коммуникация
немного
затруднена
Лексические
ошибки
незначительн
о влияют на
восприятие
речи
учащегося
Коммуникация
существенно
затруднена,
учащийся не
проявляет речевой
инициативы
Большое
количество
грубых
лексических
ошибок
Большое количество
грубых
грамматических
ошибок
Речь
воспринимается с
трудом из-за
большого
количества
фонетических
ошибок. Общая
интонация
обусловлена
влиянием родного
языка
Коммуникация
значительно
затруднена,
отсутствует
речевая
инициатива
Большое
количество
грубых
лексических
ошибок
Большое количество
грубых
грамматических
ошибок
Речь
воспринимается с
трудом из-за
большого
количества
фонетических
ошибок. Общая
интонация
обусловлена
влиянием родного
языка
Речь иногда
неоправданно
паузирована. В
отдельных словах
допускаются
фонетические
ошибки. Общая
интонация
обусловлена
влиянием родного
языка
Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных
работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных
работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
1. По своему содержанию
письменные контрольные работы могу быть
однородными
(только задачи, только примеры, только построение
геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными.
2. Объѐм контрольной работы должен быть таким, чтобы на еѐ выполнение требовалось:
во 2–3 классах - 25–40 минут, в 4–9 классах 35–40 минут, причем за указанное время
обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить еѐ.
3. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1–3 простые задачи
или 1–3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи,
примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок
действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и
математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие
геометрические задания.
4. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение
и построение геометрических фигур по образцу.
5. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей,
чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
6. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий,
величин и др.).
7. При оценке комбинированных работ:
оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
оценка «4» ставится, если в работе имеются 2–3 негрубые ошибки;
оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена
часть других заданий;
оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
8. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно;
оценка «4» ставится, если допущены 1–2 негрубые ошибки;
оценка «3» ставится, если допущены 1–2 грубые ошибки или 3–4 негрубые;
оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
9. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
(решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объѐмов и т.д., задач
на измерение и построение и др.):
оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно;
оценка «4» ставится, если допущены 1–2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение; построение выполнено недостаточно точно;
оценка «3» ставится, если не решена одна из двух–трѐх данных задач на
вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности;
построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении
чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур
буквами;
оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради
как метод воспитательного воздействия наобучающегося.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений
зачтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во
внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы,
пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка
выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного
опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки
по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в
основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3–4 человека), заранее
намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся
класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть
мотивированной.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту)
Класс
1-й
1-й доп.
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
Конец года
15-20
25
40
60
80
80
90
90
100
100
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объѐм которых
соответствует объѐму текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения
заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин
испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
II класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года
на чтение целыми словами) правильно с одной–двумя самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью
(полно, правильно, последовательно).
Оценка «4» ставится ученику, если он читает по слогам, затрудняясь читать
целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он затрудняется в чтении по слогам трудных
слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
Оценка «2» не ставится.
III—IV классы
Оценка «5» ставится ученику, если он читает целыми словами правильно, с одной –
двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на
вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с
незначительной помощью.
Оценка «4» ставится ученику, если он читает целыми словами, некоторые трудные
слова – по слогам; допускает одну – две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
в IV классе – логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает, в основном, целыми словами, трудные
слова – по слогам; допускает три – четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических
и смысловых пауз, в IV классе – логических ударений; отвечает на вопросы односложно и
способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится.
V—IX классы
Оценка «5» ставится ученику, если он читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и
передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно.
Оценка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, выразительно,
бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну–две ошибки при чтении,
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью
учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания.
Оценка «3» ставится ученику, если он читает по слогам, недостаточно правильно,
выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания,
допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль
произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и
пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Оценка «2» не ставится.
Оценка трудовых умений в начальной школе (1–4 классы) ставится учителями
начальныхклассов с учѐтом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Оценивание обучающихся основной школы (5–9 классы) осуществляется учителями
технологии.
1. Учитель самостоятельно определяет контрольные работы с учетом отработанного
материала программы, возможностей конкретного ученика и материально-технического
обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и инструмент для промежуточной
аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся у педагога.
2. Оценка ученику по технологии в 2–9 классах выставляется на основании двух
оценок: за устный ответ (теоретические сведения) и практическую работу.
Критерии оценки обучающихся по предмету «Технология»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при
выполнении практической работы и может выполнить еѐ, используя план или образец, а
также проанализировать и оценить качество своей работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном
выполнении практического задания и его анализе.
Оценка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и
проанализировать своей работы.
Оценка «2» не ставится.
При
оценивании
успеваемости
по
физической
культуре
учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача:
уровень физического и психического развития, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков являются выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
как ученик овладел основами двигательных навыков;
как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
как относится к урокам;
каков его внешний вид;
соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об
этом обучающимся.
Критерии оценки по предмету «Физическая культура»:
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и
выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя;
темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне.
Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными
ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп
деятельности средний, но к концу урока снижается.
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с
помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.
Оценка «2» может выставляться в устной форме как метод воспитательного
воздействия на ребѐнка.
Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:
Музыкальное
воспитание
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья общеобразовательной школы – это специально организованный педагогический
процесс, являющийся составной частью коррекционного-развивающего образовательного
процесса,
цель которого – формирование музыкальной культуры как совокупности качеств
музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение
вторичных отклонений в развитии воспитанников.
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету,
знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры
музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,
самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры
музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о
прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии, исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе
совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Оценка «2» не ставятся.
Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство». Предмет
«Изобразительное искусство» решает задачи приобщения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья общеобразовательной школы к творческому социально значимому
труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития
детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в
школе.
Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает
предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и
их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для
рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображѐнным предметом,
исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего
мира.
Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает
основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной
геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для
изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для
рисования; сравнивает свой рисунок с изображѐнным предметом, исправляет неточности с
помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека.
Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе
бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по
шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно;
различать основные цвета и соотносить их с образцом.
Оценка «2» не ставятся.
Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ОВЗ
(УО/интеллектуальными нарушениями)
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс,
но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП
определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В
случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация
может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2
образовательной программы.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всестороння и комплексная оценка
овладения
обучающимися
социальными
(жизненными)
компетенциями
может
осуществляться на основании применения методаэкспертной оценки, который представляет
собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Состав экспертной группы определяется образовательной организацией и включает
педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов,
педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психоневролога, невропатолога,
педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов
освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП следует учитывать мнение
родителей (законных представителей). Предметные результаты связаны с овладением
обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия2-го
класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет
привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого
полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально
важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного
предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-
развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями
оценки
планируемых
результатов
являются
следующие:
соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность).
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно»
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут
оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные). Чем больше
верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности
целесообразно соотносить
результаты,
продемонстрированные
учеником,
с
оценками:
«удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» – от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не
исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной
шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов– приобретение обучающимися с умственной
отсталостью социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов –получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между
собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищѐнной, дружественной
про социальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися с
умственной
отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование
социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой
общественной среде. Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
По окончании школы выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.